– Возглавляемый вами сегодня вуз был основан в 1930 году и долгое время считался кузницей кадров для социалистической экономики. Как вам удалось сделать UNEC конкурентоспособным в условиях рыночной экономики?
– Все вузы, работающие с советских времен, после развала СССР столкнулись с похожими проблемами. Передо мной поставлена задача – превратить вуз в университет мирового уровня. Чтобы выполнить эту задачу, мы начали сотрудничать с ведущими университетами мира. Уже четвертый год мы работаем по международной программе Лондонской школы экономики, и наши выпускники получают два диплома – UNEC и Лондонской школы. С французским Университетом Монпелье мы работаем несколько по другой схеме: наши студенты едут во Францию на третьем курсе, год учатся там на английском языке, но в итоге тоже получают два диплома. С сентября мы приступаем к реализации программы с американским Университетом Линкольна по программе MBA (Master of Business Administration – флагманская программа в бизнес-школе, – прим. ред.): наши студенты будут учиться там год и год здесь, и в конце также получат два диплома. Причем, когда они будут учиться в США, получат лицензию на работу и смогут сами там заработать деньги на учебу.
За пять лет мы привлекли в университет около 400 молодых педагогов, которые учились в Америке, в Европе, в Канаде, в России, в Турции.
Кроме того, мы создали новый факультет, где обучение ведется на английском языке – это Международная школа экономики, где все без исключения молодые педагоги сами учились на английском за рубежом. Я очень горжусь тем, что в прошлом году минимальный проходной балл на этот факультет составил 629, а на специальность “Финансы” – 653.
– Как работает созданная три года назад на базе UNEC работает Русская экономическая школа?
– Это одно из самых главных нововведений нашего университета. Раньше на каждом факультете UNEC нас был русский сектор. Приблизительно 20% студентов предпочитает учиться на русском языке, поэтому мы создали отдельный факультет, который собираемся развивать совместно с ведущими российскими университетами. Буквально недавно я встречался в Москве с ректором Высшей школы экономики Ярославом Кузьминовым, и уже в начале июня в Баку приедет группа из ВШЭ во главе с двумя проректорами. Мы вместе будем анализировать взаимные варианты сотрудничества.
К слову сказать, UNEC – единственный зарубежный университет, который имеет филиал на территории РФ. Наш филиал работает в Дербенте. Мы построили там отличный кампус, и граждане России учатся бесплатно, поступая по результатам ЕГЭ. Учебная программа филиала в Дербенте построена на базе Плехановского университета. Думаю, теперь в нашем российском филиале можно открывать филиалы и других вузов: условия там очень хорошие, создана соответствующая инфраструктура…
Также по магистерской программе Joint Degree Program мы сотрудничаем с греческим университетом: наши преподаватели выезжают туда, обеспечивая 30% всего учебного процесса. В итоге мы выдаем диплом с двумя подписями – моей и ректора греческого университета.
– Один из основных критериев для оценки научной активности вуза — число научных публикаций. Как с этим обстоят дела в UNEC?
– UNEC стал самым динамичным университетом в плане увеличения публикаций в базах Web of science и Scoups. Кстати, мы выплачиваем хорошие гонорары за каждую публикацию в Web of science, причем не только преподавателям, но и студентам. Пока только трое наших студентов опубликовали свои статьи в Scoups, но, думаю, что это только начало.
Мы первыми в регионе ввели систему дифференцированной оплаты труда, оценивая работу своих педагогов по ста критериям, на основе которых составляем рейтинг, и занявшие в этой рейтинге первые 100 позиций получают повышенную зарплату.
– Придя в UNEC, вы провели его ребрендинг университета. Способствовало ли это росту интереса к вузу со стороны граждан стран СНГ?
– Наша стратегическая цель – увеличить число иностранных студентов до 20% от всего обучающегося контингента. Мы приняли решение о ребрендинге и три года назад получили патент на брендUNEC(UniversityofEconomics). В прошлом году мы получили патент на новый бренд в Турции, а в этом году, надеюсь, получим от Европейского союза. Думаю, скоро мы о себе заявим на международном рынке образования.
– Какие дисциплины чаще всего выбирают абитуриенты? Какое направление более популярно?
– Финансы и бухучет. В программе MBA мы занимаем 70% внутреннего рынка, то есть 70% всех слушателей в программе MBA выбирают нас.
– UNEC ведет научные исследования?
– Я уже говорил о наших публикациях – мы концентрируем усилия на тех статьях, которые признаются на мировом уровне. Мы пришли к выводу, что не все преподаватели могут быть одновременно и исследователями, поэтому решили выявить потенциал тех педагогов, которые могут вести исследования. Для этого мы создали 26 исследовательских центров. Во главе каждого стоит один уже зарекомендовавший себя исследователь, который формирует группу из трех-четырех человек. Направления таких исследований мы определяем сами, скажем, цифровая экономика, виртуальные деньги и тому подобное. Если мы по этим направлениям не находим у себя хороших специалистов, то привлекаем их со стороны.
В следующем году университету исполнится 90 лет, и наша стратегическая цель – войти в тысячу ведущих университетов мира. Сегодня наш университет 171-й из лучших в регионе Центральной Европы и Средней Азии. А когда нам исполнится 100 лет, надеемся быть в числе лучших 500 университетов мира.
– Как вы видите перспективы развития экономического образования в целом?
– Развитие экономического образования – наша задача. UNECготовит кадры для экономической сферы. Сейчас мы работаем над подготовкой нового стандарта по экономическому образованию, причем ведем эту работу вместе с реальным сектором экономики. Лично я уверен, что учебная программа должна быть пересмотрена: сейчас в ней много ненужных предметов, но не хватает некоторых важных и нужных. Мы думаем разгрузить студентов, уменьшить количество предметов в целом и дать больше времени для самостоятельной работы. Наша задача – привлекать перспективных преподавателей из-за рубежа.
– Но в вашей Русской экономической школе ведь преподают российские ученые…
– Да, из России приезжают, правда, пока недостаточно. Думаю, в июне, когда мы завершим переговоры с ВШЭ, в Баку приедет больше российских преподавателей, а наши – отправятся в Москву. Педагоги UNECуже работали в университете имени Плеханова, в Астраханском университете, Воронежском университете. Думаю, это только начало. Мы заинтересованы в качественном образовании и на русском языке.
Я попросил ректора ВШЭ выделить нам места в аспирантуре и в докторантуре в Москве. Думаю, мы отправим туда наших молодых специалистов, которые будут учиться в аспирантуре, защитят кандидатские диссертации, а потом вернутся в Баку.
– В UNEC работает единственная в Азербайджане круглосуточная библиотека? Много у нее абонентов?
– Во время сессии там студенты даже на полу сидят ночью. В два часа ночи от имени ректора мы каждому выдаем булочку, чтобы поддержать ребят.
– А что такое UNEC EXTERN?
– Я уверен, что это будущее образования. Сегодня классическое образование уходит на второй план. Студентам необязательно ходить на занятия, сидеть в аудитории. Главное – получить знания. Знания можно получить разными путями, в том числе при помощи новых технологий: преподаватель сидит в аудитории, а его студенты – в других местах, но они все слышат, видят, могут задавать вопросы. Все, что преподаватель делает, все, что он говорит, записывается, а потом студент может сколько угодно раз это пересматривать.
– Как к вам поступить гражданину России?
– Рособрнадзор выдал нам лицензию, поэтому диплом UNEC признается и в Азербайджане, и в России. Граждане РФ, которые не хотят или не могут учиться в нашем дербентском филиале, имеют возможность поступать здесь, в Баку. Они могут подавать документы только в электронной форме, находясь в России. Вся информация по приему студентов размещена на нашем сайте unec.edu.az. Если абитуриент проходит, мы отправляем ему поздравление, он приезжают к нам, учится у нас в Баку.