Ректор UNEC, профессор Адалат Мурадов во время своего выступления отметил требования рынка труда при подготовке специалиста:
“…После приобретения независимости как отличительная особенность периода, в котором мы жили в течение длительного времени, мы усложнили переход от плановой экономики к рыночной экономике. Возможно, это правда. Также, истина в том, что это произошло, можно сказать, во всех постсоветских странах. Обсуждения, исследования в этом направлении все еще продолжаются. Однако истина в том, что переход от «материальной» экокономики к экономике «знаний», а также к цифровой экономике и в связи с этим изменения, произошедшие на рынке труда остались вне внимания изучения и формирования требуемых компетенций. Следует признаться, что этот новый призыв остался непринятым высшим образованием. Другими словами, высшие учреждения образования проявили равнодушие к новым требованиям относительно современных специалистов. Именно в результате этого стало невозможным создание соответствия между навыками, сформировавшимися в учебном процессе и навыками, требуемыми в процессе работы, в ряде случаев это несоответствие даже увеличилось. Цифровая экономика, ставя перед образованием серьезные призывы, делает необходимыми новые подходы.
… Оцифровка в корне меняет рынок труда, образование. Оцифровка также делает неизбежным сеьрезные обсуждения вокруг основной парадигмы экономической науки. Так, экономическая наука, для удовлетворения растущих потребностей в ограниченных ресурсах включает в себя эффективное использование, и говорить об ограниченности ресурсов в цифровой экономике воспринимается уже несерьезно. Потому что в цифровой экономике ресурсы действительно не ограничены. Цифровая экономика теряет актуальность масштабного эффекта.
Основными факторами процесса оцифровки являются наряду с наличием высококвалифицированных специалистов также различных рабочих мест. Это требует совместной деятельности образования и цифровой экономики, делает это неизбежным.
Цифровая экономика также обуславливает уменьшение потребности в специальностях, выполняющих повторяющиеся операции, в связи с усиленным изменением технологий уменьшение жизненного цикла специальностей, гибкость и адаптацию специалиста. Также, обладая мягкими навыками, то есть социальным и эмоциональным интеллектом, в конечном итоге обладая способностью отличать человека от техники, то есть с целью улучшения результата повышается потребность в специалистах, имеющих способности и желания применения новых технологий. Цифровая экономика выдвигает на первый план не отдельные специальности, а компетенции.
Две цифры по цифровой экономике. По подсчетам McKinsey за счет автоматизации рабочих мест мировой ВВД до 2030 года может подняться до 9 триллиона долларов. До 2030 года примерно 14 процентов рабочей силы в мире вынуждена будет поменять свою специальность.
Все это ставит высшее образование лицом к лицу перед серьезными призывами.
Что делать?
*
Другим серьезным призывом цифровой экономики является следующее: что должна взять за основу система высшего образования при подготовке специалиста — национальные требования национального рынка труда или требования международного рынка труда? Считаем, что подготовка специалиста соответственно требованиям национального рынка труда противоречит подготовке конкурентоспособного специалиста для международного рынка труда. Это противоречие исходит из серьезного несоответствия качественных требований национального рынка труда с требованиями международного рынка труда. С этой точки зрения национальная система образования должна подготовить компетентного специалиста, соответствующего больше чем требованиям рынка труда требованиям рыночной экономики.