Журнал “World economics magazine”
Азербайджан живет в новых реалиях. На смену устойчивому экономическому росту пришли инфляция, девальвация, сокращение ВВП и повышение уровня безработицы. Двукратное снижение цен на энергоносители, составляющие значительную часть отечественного экспорта, снижение темпов производства, сокращение товарооборота и рабочих мест заставляют по-новому оценить собственный потенциал: финансовый, промышленный, интеллектуальный, технологический. О мерах по выходу из кризисной ситуации и оздоровлению отечественной экономики «We& WE» доктор экономических наук, профессор Азербайджанского государственного экономического университета (UNEC) Захид МАМЕДОВ.
– Нынешний кризис сравнивают с Великой депрессией 30-х годов. Какие параллели можно провести между этими явлениями? В чем особенность переживаемого сегодня миром кризиса?
– Как известно, мировой кризис 1929-1933 гг. начался с катастрофического обвала на Нью-йоркской бирже, в результате которого рухнули не только тысячи компаний, но и многие банки, активно работавшие на рынке ценных бумаг. Так, крах фондового рынка США в 1929-1933 гг. происходил на фоне страшнейшего банковского и денежного кризиса в рамках общеэкономического кризиса. Как это обычно бывает в периоды бумов, во второй половине 20-х годов имел место сильный рост курсов акций. В январе 1929 г. индекс курсов акций был вдвое выше, чем в январе 1927 г. и в три раза выше, чем в 1923-1924 гг.; до осени 1929 г. он подскочил еще примерно на 20%. Рост курсов акций в большой мере стимулировался использованием кредита.
В тот период огромное развитие получил биржевой кредит — так называемая торговля ценными бумагами с маржей (margintrading). На пике бума 20-х годов маржа понижалась до 10%; это означало, что на 80% стоимости ценных бумаг приходился кредит. Сами ценныебумаги переходили в собственность клиента, но оставались в залоге у брокерской фирмы. Клиент выплачивал процент по кредиту, а его расчет заключался в том, что повышение курсов принадлежащих ему акций должно было с лихвой перекрыть эти затраты. По оценкам экономических историков, число клиентских «счетов с маржей» к осени 1929 года составляло 600 тысяч. Коммерческие банки потребовали возврата ссуд, и владельцы ценных бумаг стали продавать их, чтобы погасить кредит. Поскольку покупателей не было, падение курсов приняло лавинообразный характер. Крах на фондовом рынке привел к катастрофическому уменьшению активов банков и других финансовых институтов, особенно тех, кто держал акции в своих портфелях. За период 1929-1933 годов из 25 000 американских банков 11 000 обанкротилось. В условиях кризиса бумаги обесценились в несколько раз, а многие утратили всякую ценность. Особенностью текущего финансового кризиса является то, что он зародился в главном полюсе мировой экономики – США, а затем, перекинувшись из финансового сектора в сферу производства, довольно быстро распространился по всему миру. Глобальный кризис показал, что сложившийся мировой экономический порядок далеко не идеален. Как его улучшить, сделатьболее предсказуемым и справедливым? На эти вопросы пока нет однозначных ответов. Вместе с тем, вполне очевидно, что турбулентность финансовых рынков тесно связана с перепадами на мировом энергетическом рынке. В целом, кризис сильнее ударил по более развитым странам, широко включенным в международные экономические отношения, и сравнительно слабее – по менее развитым странам с ограниченным участием в глобальной экономике.
– На фоне финансового кризиса «трясет» и банковскую систему…
– Банковский кризис является основным элементом финансового кризиса. Ситуация в банковской системе может быть оценена как кризисная, если выполняется одно из следующих четырех условий. Первое — доля неработающих активов (т.е. не приносящих доход) в активах банков превысила 10%. Второе — затраты на восстановление работы банковской системы превысили 2% от ВВП. Третье — проблемы банковского сектора привели к национализации значительной (свыше 10%) части банков. Четвертое — произошла паника вкладчиков и массовое изъятие депозитов или были предприняты экстраординарные меры — такие, как замораживание депозитов или введение правительством общих гарантий депозитов в ответ на кризис.
Кроме того, банковский кризис в одной стране может напугать экономики других стран и дажемировую финансовую систему: «эффект инфекции» может сократить потоки капитала к другим заемщикам и вызвать кризис в их странах.
– Насколько пострадала от кризиса национальная банковская сфера?
– Пока потенциальные потери банковского сектора Азербайджана представляются относительно небольшими, так как доля потребительских кредитов в общем объеме кредитов, выданных населению, составляет 30%. Однако угроза массового дефолта заемщиков может возникнуть при двукратном росте этого показателя. Пока нет опасности, что кредитные портфели станут причиной кризиса коммерческих банков. Характер рисков в рознице очень тесно связан с макроэкономической ситуацией. И, тем не менее, существует ряд общедоступных финансовых и макроэкономических показателей, анализируя которые, можно выявить нарастающую слабость банковской системы страны. В предотвращении банковских кризисов ключевую роль играют точная и своевременная диагностика состояния банковской системы и определение вероятности возникновения банковского кризиса. Вопрос в том, какую методику целесообразно использовать в этих целях.
– Как вы оцениваете сложившуюся ситуацию в нашей экономике, какой диагноз поставите?
– Существует набор внешних факторов, обусловивших дестабилизацию финансово-экономической обстановки в Азербайджане. Например, снижение мировых цен на нефть привело к серьезному сокращению экспортных поступлений в структуре платежного баланса в Азербайджане. Состояние платежного баланса оказывает серьезное влияние на изменение валютного курса, валютные резервы, иностранный долг страны, и, самое главное, на экономическую политику, проводимую в стране. Так как платежный баланс одновременно отражает и диспропорции в экономике страны, важно изучить факторы, влияющие на него. Рост расходной части платежного баланса снижает валютные резервы страны; с другой стороны, снижается предложение доллара и создаются условия для снижения стоимости маната. Кроме того, снижение цен на недвижимость в соседних странах в иностранной валюте привело к резкому оттоку валюты из Азербайджана за рубеж. Итак, профицит счета текущих операций платежного баланса Азербайджана по итогам января-сентября 2015 года составил 240,5 миллиона долларов, сократившись по сравнению с показателем аналогичного периода прошлого года в 37,8 раза.
Как показывает опыт, даже внешне здоровые экономики оказываются уязвимыми к последствиям кризисов доверия, возникающих в результате событий в любых точках мира: подобный эффект домино получил в экономике название «инфекции».
– На что нужно, на ваш взгляд, сделать ставку при создании адекватной экономики, которая была бы не столь уязвимой в периоды финансовых кризисов?
– Развитие ненефтяной сферы — вот путь выхода из нелегкого состояния углеводородной зависимости нашей экономики, особенно при падении нефтяных индексов на мировом рынке. Важная роль в становлении частного предпринимательства должна принадлежать финансово-кредитной сфере, а именно, коммерческому банковскому сектору. Ключевая задача сводится к поддержке внутреннего производителя, и если бы эта необходимость учитывалась в годы высоких цен на нефть, то сегодня мы имели бы совершенно иной уровень развития экономики.
Кстати, именно на это указал президент Ильхам Алиев в ходе недавнего совещания Кабинета министров. «Я уже много лет говорю о развитии ненефтяного сектора, предпринимаются и практические шаги. Развитие регионов, создание в регионах социальной инфраструктуры, строительство дорог, газовых линий, электростанций, школ, больниц, сельских дорог, создание предприятий, рабочих мест, — все это в последние годы отражает азербайджанские реалии. Если бы мы в свое время не занимались развитием ненефтяного сектора, то сегодня не могли бы обеспечить потребности внутри страны», — заявил глава государства, с сожалением отметив при этом, что на сегодня стране не удалось полностью обеспечить продовольственную безопасность.
На фоне мировых проблем с продовольствием усиление продовольственной безопасности Азербайджана, снижение зависимости от импорта, диверсификация экспорта и увеличение экспорта продукции ненефтяного сектора приобретает весьма значимую роль. На мой взгляд, нужно разработать и реализовать государственную аграрную политику, которая будет предусматривать ускорение развития аграрной промышленности, инновационное развитие, обновление технологий. Кроме того, необходимо создать специализированный банк — Аграрный банк Азербайджана. Наша страна обладает всеми возможностями для импортозамещения. Азербайджану необходимы долгосрочные инвестиции, прежде всего, в производственный сектор экономики. Важно, чтобы эти задачи могла решать национальная банковская система. Следует привлечь государство к формированию инфраструктуры рынка банковских услуг, определить первоочередные меры по законодательному решению назревших проблем, пути повышения качества и эффективности работы кредитных организаций. Особое внимание в этой связи надо уделить следующим мерам:
Как показывает анализ, негативные тенденции в банковской системе страны сложились не после девальвации 23 декабря 2015 г. Они накапливались в течение предыдущих пяти-шести лет, пока не проявили себя как серьезные проблемы, обусловленные значительным объемом выданных кредитов, которые либо не обслуживались заемщиками, либо вовсе не могли быть возвращены; тесно переплелись экономические интересы банков и их крупных акционеров, являющихся одновременно клиентами и членами совместных финансово-промышленных групп. В результате политика банков проводилась, исходя из корпоративных интересов крупных клиентов, без учета интересов частных вкладчиков и других кредиторов. Сюда нужно добавить низкий профессионализм руководящего звена банков, а в ряде случаев — личную корыстную заинтересованность банковских менеджеров в проведении операций, нарушающих экономические интересы кредиторов и акционеров, действия руководителей некоторых крупных банков, использовавших находящиеся в их распоряжении ресурсы длядостижения целей, выходящих за пределы собственно банковского дела.
– Что нужно предпринять, чтобы Азербайджан стал конкурентоспособной страной, обладающей сильной экономикой? У вас есть конкретные предложения по переходу к сильной экономике?
– Азербайджану нужна новая программа развития в соответствии с современной экономической политикой. Взяв за основу Концепцию «Азербайджан — 2020: взгляд в будущее», необходимо подготовить дорожную карту по построению сильной экономики с четко обозначенными направлениями дальнейшего развития. Первое – экономика и бюджет должны строиться в соответствии с конкретными требованиями, т.е. требуется долгосрочная, устойчивая конструкция бюджетной системы. Второе — создание сильной системы финансового надзора. Контроль и управление финансовыми и кредитно-финансовыми институтами должен сосредоточиться в едином государственном ведомстве, а без системы финансового мегарегулятора решить эту проблему невозможно. Что мы наблюдаем сегодня? Регулированием финансовых рынков занимаются различные государственные ведомства. Скажем, Министерство финансов осуществляет надзор над страховыми компаниями. Кредитный рынок находится под эгидой Центробанка, а рынок ценных бумаг подотчетен одноименному Госкомитету, не говоря уже о ломбардах и многом прочем. Как результат, в сфере финансов складывается ситуация, когда правая рука не знает, что делает левая. В наших условиях создание мегарегулятора однозначно повысит эффективность регулирования финансовых рынков. Эффективность надзорных полномочий неразрывно связана с организацией регулирования банковской деятельности. Выбор конкретного способа организации банковского надзора и регулирования определяется совокупностью факторов, многообразие которых придает каждому из них неповторимую национальную специфику. Третье направление формирования сильной экономики это — «финансизация», т.е. акцентированное внимание к собственной жизни финансовой системы. Если раньше мы говорили об индустриализации, сейчас все больше актуален вариант финансизации. Финансовые рынки значительно превзошли реальные по объемам, а цены на деривативные инструменты, часто спекулятивные, стали оказывать сильное, иногда доминирующее воздействие на рынки реальных товаров. С этой точки зрения Баку может стать региональным финансовым центром, способным привлечь банки и страховые компании — для этого имеются все возможности. Четвертое направление – усиление экспортного потенциала, причем не только продуктов аграрного сектора и нефтяной промышленности. В этом плане необходимо определиться с тем, какие товары и бренды приоритетны для местного производства и экспорта, а также в какие сроки и где именно они будут представлены. Такие компании, как AZAL, SOCAR, KapitalBank, МБА, могут добиться выхода на международные финансовые рынки, скажем, на Лондонскую фондовую биржу, для этого нужны проспекты ценных бумаг. И, наконец, пятое направление стимулирования экономики заключается в создании альтернативных торговых центров. Высокие арендные ставки в стране тормозят развитие торговли. Следует обратиться к опыту Турции, где муниципальные органы предлагают бизнесу собственные арендные площади по низким ценам. Недорогая аренда способствует развитию частного предпринимательства, снижая цены на потребительском рынке. Среди прочих вспомогательных мер — создание специальных финансово-кредитных организаций путем консолидации частныхкоммерческих банков. Для финансирования предпринимательства частные банки должны активно участвовать в развитии экономики. Скажем, пять-шесть коммерческих банков могут объединиться в инвестиционный банк для долгосрочного кредитования (на 10-15 лет) субъектов предпринимательства. Безусловно, новые реформы в банковской сфере нуждаются в законодательных коррективах. В Азербайджане необходимо создать Валютный совет при Президенте страны, который будет отвечать за курсовую политику и динамику изменения цен. Валютный совет должен регулярно делать заявления по поводу курса валют в стране, обосновывать изменения курса, давать советы и вносить предложения в связи с тем, где хранить валюту, в какие сферы ее вкладывать и привлекать. Этот орган также может участвовать в оценке резервов Государственного нефтяного фонда.
-Что такое кризис вообще? Дайте, пожалуйста, определение этому понятию.
– В сознании большинства людей слово «кризис» имеет негативную окраску. Спад активности, уменьшение доходов, неопределенность… Что же здесь благоприятного? Но давайте посмотрим на кризис с другой стороны. Понятие «кризис» — это ситуация острого недостатка ресурсов — информационных, финансовых и т.д. Все смещается, прежние инструменты уже не действуют, прежний уклад жизни уже не актуален. Кризис — это пора переходного состояния, перелом, при котором имеющиеся в арсенале методы управления неэффективны и, соответственно, требуют замены. В китайском языке слово «кризис» состоит из двух иероглифов. Один означает «опасность», другой — «благоприятная возможность». Иными словами, речь идет о выборе новых возможностей. Кстати, и по-гречески это слово значит «поворотный пункт», «решение» — решение, которое нужно принять, когда все прежние способы перестали работать. И это действительно важно в ситуации, когда страна стремится занять достойное место в мире и не потерять при этом национальное достоинство. В результате мирового финансового кризиса у нас появился шанс создать гибкую банковскую систему, соответствующую проверенным международным стандартам. В целом, банковская реформа в стране должна быть направлена на поддержку сильных финансовых институтов и ликвидацию безнадежно слабых банков.